пятница, 16 марта 2012 г.

Дневники деда (октябрь 1941г.)

1/10/41 Уже октябрь - как быстро! В соседнем полку было выступление ансамбля песни и пляски - ходил слушать. День пасмурный, но тёплый. Стоим пока в лесу.

2/10/41 Началось ровно в 6ч утра. Сильная артканонада - симфония смерти. Очевидно, немцы готовят прорыв у шоссе. В 8:00 получили приказ подготовиться к движению. Вражеские снаряды летят через наши головы, а рвутся в 500м у д. Ивановка. Погода прекрасная - ярко светит солнце - тепло. Настоящий золотой осенний день. Очевидно, поэтому так разлетались немецкие самолеты - всех типов. Рёв моторов, бомбёжка и стрельба не прекращались весь день. Вражеские самолёты шныряют по небу как стаи хищных птиц - над самой головой. В 19:00 начали уходить. Прорыв немцам удался почти у Московского шоссе - на 5-6 км южнее. Неужели такой важный участок так плохо оборонялся. Наши самолёты за день не показывались.



3/10/41 Шли всю ночь с многочисленными остановками и задержками по всяким пустякам, хотя немцы буквально наступают нам на пятки. Село, которое мы оставляем, горит уже через час. Горят села на юго-западе и востоке. Создаётся видимость окружения. Наш курс на северо-восток. Ровно 2 месяца назад, в ночь с 2-го на 3-е августа так же началось наше окружение в Стодолищенском р-не. Днём стали в лесу, а вечером опять в путь по Московскому шоссе.

4/10/41 История повторяется в точности и в те же числа. Мы опять попадаем в окружение. Пройти по ранее намеченному маршруту нам не удалось, так как перед нами уже оказались немцы. Возле села Широкие свернули опять на шоссе и двигались по нему до пересечения с ж.д. Занозная (?)-Вязьма. Остановились на отдых в лесу - ноги болят чертовски, хотя мне часть пути удалось проделать  на тракторе , тянущем автомашину. Долго отдыхать не пришлось, т.к. враг нажимает с трёх сторон. Дальше дали маршрут по шоссе до Людково. Мне поручено сопровождать "ЗИС", который я ночью тянул на тракторе, мой взвод со всем <...> управления ведёт мл.л-т Лопоров. Проехать по шоссе до Людково не удалось, т.к. на шоссе вышли немецкие танки, свернул на север на Малятино, где попал под сильную бомбёжку. В машине мало горючего. У д. Буда (?) пошёл по колонне искать горючее - нашёл, но когда вернулся обратно, машины "ЗИС" уже не было, шофёр куда-то уехал. Говорили, что часть машин ушла вправо, возможно, что он встретил своих, т.к. это была машина 109 с.д. - и уехал с ними. Вот фрукт! Пришлось идти пешком, держу путь на север, на Вязьму. Шёл по полотну ж/д от <...> до ст. Вертеркова (?). В 20:00 лёг отдохнуть в красном уголке при станции. Тепло. Впервые за три месяца спал под крышей.

5/10/41 В 2ч ночи вновь тронулся в путь - за ж/д <...> после ст. Угрыч (?) мне удалось устроиться на машину 320 ПАП. Даже накормили завтраком. У меня есть карты, а у них не было, так что я им тоже оказался полезен. Едем на Вязьму. Командиры, с которыми я еду - оказались очень симпатичные, все заботятся о том, чтобы я был накормлен. В 22:00 приехали (через село Знаменку) в Вязьму. Остановились в 3х км в соснячке и сразу же попали под ночную бомбёжку. Зрелище эффектное, но малоприятное. Было 4 налёта, но все неудачные, т.к. самолёты освещались прожекторами и были отогнаны зенитной артиллерией. Бесконечные, никем не направляемые колонны машин, орудий и проч. движутся на север и северо-запад. Читал немецкие листовки, из которых ясно, что в конце сентября было крупное сражение на линии Киев-Полтава-Белополье. Очевидно, к этому времени уже и Курск взят. Где это Лидочка и Аличек. Какие испытания достались на долю моим любимым жене и сыну.

6/10/41 В 4:00 двинулись дальше по дороге от Вязьмы до ст. Исаково (?). Немцы продолжают наступать, и должен сказать, довольно быстро и успешно. Нам нужно поучиться у них воевать, а не только говорить об умении воевать. В Исаково приехали в 10:00, а в 13:00 поехал обратно в Вязьму искать свои части. В городе было сравнительно спокойно. Уехал из Вязьмы в 18:00. В 10км от города был свидетелем охвата г. Вязьмы  кольцо. Деревни горят с юга, юго-запада и юго-востока. Из города выбрался за час до прибытия немцев, частично пешком, а частично на чужих машинах.

7/10/41 Ехали всю ночь и отъехали от вязьмы на...12 км - дело в том, что командир, который вел колонну машин - путался на просёлочных дорогах. Воюем на собственной земле и дорог не знаем. Один раз чуть было не заехали опять к врагу. Остановились в селе, т.к. нет горючего. В 7:00 пошел пешком на Гжатск. Иногда немного удавалось проехать на авто или подводе. Шел проселочными дорогами, в 16:00 вышел на Магистраль. Подобрал машину с шофёром, но без бензина - достал немного бензина в 320 ПаП и ехал уже с ним. На ночь остановились в деревне <...>/ По дороге самолёт освещал нас осветительными бомбами.

8/10/41 В 8:00 тронулись дальше по дороге на Мож..ск (?). Нагнал в пути нашу колонну и дальше ехал с ними. Машину забрали в наш полк. Из Можайска (?) выехал в 14:00. На ночлег остановились в с. В...(?) Московской области. Послал жене открытку.

9/10/41 В 9:00 выехали дальше - курс Мало-Ярославец - Калуга. Есть слухи о сдаче Орла - очевидно, это верно. По-моему, это есть только слухи. Мы так быстро оставляем территорию, что немцы не успевают её оккупировать. Где мои дорогие Лидонька и Алюсик? Проехали г. Боровск, ст. Балобаново и опять выехали на шоссе Москва-Варшава. Возле г. Мало-Ярославца отстали от своей колонны - пока долили воды в радиатор - колонна ушла. Дорога на Калугу плохая, ночью ехать нельзя было - заночевали в доме на окраине города. Москве угрожает большая опасность, враг идёт дугой с 3х сторон. Начинается <...> - суматоха. Колонны машин и беженцы движутся в разные стороны.

10/10/41 Выехали пять на Калужскую дорогу и в 15км от Мало-Ярославца ожидали свою колонну. Не дождались. В 16:00 приехали в Калугу - город очень красивый. В районе с. Плетеневки нам проехать не удалось, т.к.  там уже идёт бой. В штабе дали новое направление на с. Уса… (?) по Серпуховскому шоссе. Поужинали в комсоставской столовой и на ночлег остановились на окраине города. Морозно - высыпал снежок.

11/10/41 В Усадье приехали в 9:00, но никого даже из нашей (145-й) дивизии ещё нет. Население к нам тносится не очень хорошо - мы на своей земле должны чувствовать себя как в гостях. Вообще, в Московской и Тульской областях народ менее приветлив. Из Усадья поехали назад в Калугу в надежде найти своих, но вся Калуга срочно эвакуируется, в том числе и некоторые части 43-й армии. Мы уехали вместе с ними. Курс на Серпухов. Дорога отвратительная.
Заночевали в селе Александровке. Выпил два стакана чаю с мёдом и лёг спать на сене на полу.

12/10/41 Дороги  дальше ещё хуже. Вот с чего нужно было начинать военное строительство - с дорог. Машины вязнут в грязи по оси, даже на так называемых улучшенных дорогах и их буквально приходится тянуть на себе. Днём остановились в г. Таруса. Городишко грязный и противный, но нам кроме тёплого угла ничего не надо. Обратил внимание сегодня на тот факт, что в газетах в Указах о награждении не пишут уже "на фронте борьбы с германским фашизмом", а "на фронте борьбы с немецкими захватчиками" - так немного мягче - это симптоматично.

13/10/41 Из Тарусы поехали дальше искать наш полк - ехали по дороге Таруса-Серпухов-Подольск и опять по Варшавской дороге на Мало-Ярославец. Кругосветное путешествие. Не доехали до Малоярославца 15км и повернули обратно. Немцы заходят со стороны ст. Балобаново, а ст.п-к  Непомнящий боится, как бы его не окружили. Остановились на ужин в  с. Воробьи, а затем поехали в с. Каменку.

14/10/41 Утром встретили своих и поехали на <...> с ними в с. Слизнево, в 10км от г. Наро-Фоминска. Опять, конечно, в лесу. Оказывается, без полка было лучше - не голодали и спали в доме, но я все же ушел в квартиру (?).

15/10/41 Я подсчитал, что от деревни Ивановки до села Слизнево, т.е. до места нашего формирования мы прошли и проехали ~70км. Довольно много. Положение очень серьёзное. Население относится к нам с недоверием и уже не дружелюбно. При настоящем положении это вполне понятно. Вчера в г. Наро-Фоминске был бунт. <...> удрали,а неселение разграбило магазины. Наш дивизион расформирован и бойцы перешли в состав 1-го дивизиона. Я пока ещё назначения не имею.

16/10/41 Меня вызвали в штаб полка и сообщили об откомандировании в Москву в распоряжение НКО с группой других командиров нашего полка, оказавшихся за <...>. В 13:00 выехали на автомобиле и в 17:30 прибыли в Москву. Город имеет необычный вид - витрины закрыты досками с песком. Громадные очереди за хлебом. Все большие здания замаскированы. Ужинали в ресторане "Москва". В другое время это было бы приятно, но сейчас это безразлично. Ночевали в гостинице ЦДКА. Немецкие самолёты несколько раз налетали на город, но дальше <...> прорваться не могли. Впервые с начала войны спал в приличной постели раздевшись.

17/10/41 Утром в первую очередь принял ванну, такого удовольствия я уже давно не испытывал. Написал письма Леле и Лидочке, хотя последнее я почти уверен, к ней не дойдет, т.к. они очевидно выехали. Москва производит удручающее впечатление. Магазины пусты. Метро не работает. Народ в большой тревоге. Заводы и фабрики эвакуируются. Весь день проходилив надежде получить жалованье, но безуспешно, по нашим справкам, выданным вместо аттестатов, комендант денег не даёт. Поздно вечером получили назначение в 25-й ЗАП ст. Ильино Ивановской обл. в 60км от г. Горький. Завтра выедем.

18/10/41 Денег так получить и не удалось - выдали только по 30 руб. для оплаты за гостиницу. В 16:30 выехали поездом в г. Горький. Позд называется скорый,  но на каждой станции стоит по часу. Вся дорога забита <...>. Вагоны переполнены в 2-3 раза. 4 месяца войны, и уже такая разруха. Женщины едут с детьми - в вагоны их не пускают. Такая участь наверное постигла и мою семью. Хорошо заботится родина о семьях военнослужащих - нечего сказать. Всё - пустые слова. В Москве получили с боем по талонам по 500г булки на дорогу, и всё.

19/10/41 Ничего я так не хотел бы, как знать о судьбе моей семьи. Где они, мои родные? Какая судьба их постигла? Временную передышку обязательно использую для розыска семьи. Меня удивляет, что в такое время, когда дорог каждый человек, такая масса <..> то куда же едут бойцы? Разве в Черкасовской области людей мало? Говорят, что там не будут вооружать. <...> попали к очень симпатичным людям - угостили даже ужином, такая любезность очень редка в наше время. Видел во сне Лидоньку и Алика, как будто бы спросил их, много ли вещей она увезла, а Лидонька говорит, что "почти все", и я проснулся.

20/10/41 С утра поехали в лагерь. С большим трудом нашли свой полк. Первым долгом устроились позавтракать. В полку нас сразу не приняли, а отправили в штаб бригады, оттуда опять послали в полк. За весь день мы ещё никуда не определились. Хотя я здесь пробыл всего один день, но сразу видно, что тут царит классический беспорядок. Жизнь тут по <...> мирного времени, коллектив питается в столовой за свои деньги. На обед нужно потратить 2-3 часа, столько же на завтрак и ужин. Когда же работать?

21/10/41 Ещё день прошел, а мы все ещё не устроены, для полка мы лишние, пока держат за штатом - обещают через пару дней распределить, а лишних отправить. Куда? Командиры начинают открыто выражать свое недовольство плохой организацией обучения в армии и отсутствием порядка. Резерв находящийся здесь в лагере, очень плохо одет и ещё хуже вооружен. <...>

22/10/41 Четыре месяца войны не принесли нам никакого, даже временного, успеха. Поселися в новой землянке, но напрасно, тк вечером сообщили нам, что наша команда выезжает в г.Горький из-за отсутствия места в 25 ЗАП. Едем в отдел кадров. Вечером с большим трудом получили жалованье за октябрь, и то не полностью.

23/10/41 В Горький приехали в 8ч утра. Город переполнен - вся Москва переехала сюда. Продовольственные магазины пусты, а очереди огромные. Покушать в гражданских столовых можно только с большим трудом, предварительно выстояв час на улице. В лучшем ресторане "Эрмитаж" - обед подают из ... чечевичной похлёбки, которая по недоразумению называется супом, и винегрета. Представляю себе, в какое положение попала Лидочка с Аликом где-нибудь на чужбине. Из отдела кадров МВО получили назначение в резерв при 20-м ЗАП здесь же в городе. Жить в доме, столовая приличная - можно было бы пожить здесь пару недель - отдохнуть. Заметен громадный разрыв между опеспечением питанием населения и армии. Без конца слышен лозунг "Победа за нами", но в нотах голоса чувствуетсй ирония. Мне кажется, что в настоящем положении большое число командиров серьёзно не верят в победу. Нам нужна срочная помощь с вооружением, тогда безусловно победа будет за нами.

24/10/41 Полдня оформлял личные дела. Немного побродил по городу. Вечером послал Лидоньке телеграмму в Пены с целью узнать, там она или нет, а возвратившись с почтамта получил извещение о явке завтра в 8ч в  штаб полка для получения назначения в <...>. Жаль, что так скоро - хотелось ещё немного отдохнуть.

25/10/41 Всё утро ушло на оформление отъезда. Две ночи спали на полу, а бегать пришлось полдня. В штабе МВО (помещение пединститута) из вызванных 30 человек отобрали ... 3-х, а остальных отправили в 20 ЗаП в резерв. Вот какая у нас бетолковщина. Меня,например, вызвали в отдел кадров артиллерии, спросили о специальности военной и гражданской, из запаса ли я или <...> и отправили снова в резерв. Вечером были в театре оперы, слушали "Сильву". Исполняли плохо. Выпили по бутылке шампанского.

26/10/41 Погода всё ухудшается - холодно, а мы до сих пор одеты по-летнему, в пилотках даже стыдно по улице ходить. Хотел купить шапку, но в магазинах ничего тёплого нет. Наши войска оставили г. Сталино (Донбасс), таким образом мы рискуем остаться без угля. К чему это приведёт?

27/10/41 С нами, т.е. со мной и ещё двумя приятелями тоже командирами произошёл сегодня любопытный случай, характеризующий отношение к среднему комсоставу армии, а именно: вечером на главной улице города нас остановил какой-то пехотный полковник из тыловиков и потребовал увольнительные. По уставу для с.к.Н.С. никаких увольнительных не положено, и у нас их, конечно, тоже не было, но несмотря на положение устава, нас отправии под конвоем вооружённого бойца в комендатуру. По дороге наш "конвой" нас, конечно, отпустил, но этот факт говорит о том, насколько у нас ком-р, особенно средний - мелкая пешка. Немцы нас бьют, а свои старшие командиры - третируют и снижают наш авторитет в глазах бойцов.

28/10/41 Телеграммы от Лидочки нет. Значит, она уехала. Куда? Вот этот вопрос сейчас меня больше всего интересует. Вечером был с товарищами в театре оперы, смотрели "Холопку" - остался очень доволен, этот спекткль удался им гораздо луче  "Сильвы". В театре моей соседкой оказалась жена одного командира, не подозревая конечно о том, что я еврей, она мне всё время жаловалась что вся беда только из-за евреев, что они мол во всём виноваты, бегут, и работать не хотят и т.д. Яд немецкой агитации проникает уже далеко в гущу населения. С этим нужно решительно бороться. Нельзя делать из евреев громоотвод. Чувствую, что приближается мировая трагедия.

29/10/41 Устроили собрание, появился новый начальник резерва, капитан Куевда, он произнёс речь о том, чтобы аккуратно оправлялись в уборной, а также о том, что завтра начнутся занятия. Написали расписание программы. Я назначен преподавателем топографии. Не верю я, чтобы из этих занятий был какой-нибудь толк.

30/10/41 Провёл 6ч занятий по 2ч в каждой группе. На группу в 40 человек ... 7 карт и больше ничего. Какой от этого толк? Как я и предвидел, занятия развалились, не успев начаться. Вечером нам объявили о прикреплении к дивизионам, я попал во 2-й дивизион. Остаюсь жить пока здесь. Наши войска оставили Харьков по "стратегическим" соображениям. Настроение убийственное.

31/10/41 Явились к командиру дивизона - прочитали нам нотацию, дали бельё чистое - сходить в баню. После бани выпил стакан довольно паршивого вина. В <...> дивизиона после очередного "молебна" нас распределили по батареям. Я назначен командиром взвода разведки и вычислителем 6-й батареи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий