вторник, 13 марта 2012 г.

Дневники деда (сентябрь 1941г.)

Сентябрь. Первые ночные заморозки. Дед читает в окопах "Красное и чёрное" Стендаля и ругает плохую организацию и снабжение советских войск. Чувствуется разочарование во всемогуществе Красной Армии. Тоскует по семье: жене и сыну, моему папе. В конце этого месяца его мать, мою прабабушку, расстреляют в Бабьем Яру в Киеве. Узнает мой дед об этом только в конце войны.

1/9/41 С 3-х часов ночи начался особенно ожесточённый бой. Наша артиллерия почему-то вдруг замолчала. На правом фронте образовался прорыв, куда устремились немецкие танки и заняли село у места нашей переправы. Во избежание окружения, наши части начали планомерный отход. Мы перешли на левый берег Десны в 15:00 у деревни Трояново. Остановились на старом рубеже. Получил от жены открытку от 29/7.

2/9/41 Сентябрь. Прохладно. Ночами выдают по 100 грамм водки. Бой у Десны продолжается. Подошёл резерв из сибирских полков Красноярского края. Бойцы одеты частично в шинели, а частично в фуфайки. Необучены. Почти все наши части отошли из-за Десны.  Получил Письмо от Лены. Сведений о маме нет никаких. Сидим в тылу, так как нет ни матчасти, ни приборов.

3/9/41 День сравнительно спокойный. Написал 4 письма Лиде, Лене, <...> и <...>. Сидим в тылу, но это не наша вина. У меня во взводе нет ни одного оптического прибора.

4/9/41 Читаю Стендаля "Красное и Чёрное". Вечером наш лесок пристреляла немецкая артиллерия и в 20:20 ураганным огнём. Мой шалаш засыпало землею, но осколки пролетели мимо. Какой контраст между романом Стендаля и разрывами снарядов.



5/9/41 Утром перешли на новое место и правильно сделали, так как тот лесок был сильно обстрелян. Есть убитые и раненые в пехоте. Наши люди не пострадали.

6/9/41 Сегодня месяц со дня моего, вернее, нашего выхода из окружения. Находимся в тылу у д. Ст. Словени. Погода для сентября - приличная. Провел занятие по топографии, чтобы хоть чем-нибудь занять время бойцов /такой приказ командира д-но п-ка т. Соболева/, но без приборов это занятие мало эффективно. Собрали к-ры деньги, чтобы хоть чем-нибудь разнообразить меню, но в деревнях ничего не хотят продавать. В 19ч начали переход на новое место, на 15км севернее по Десне.

7/9/41 Двигались всю ночь, но очень медленно, так как узкая лесная дорога была запружена <...>. К утру прибыли в район д. Шарково(?) по р. Десне в 20 км от г. Елони (?). В лесу полно танков, пехоты и артиллерии. Хотя последней меньше чем должно было бы быть. Очевидно, с 12ч началось наступление. Погода неважная. Дождь и холодно.

8/9/41 Наступление развивается очень медленно, немцы упорно сопротивляются. Засели в болоте, откуда их очень трудно выбить. Сегодня нашей авиации много, главным образом штурмовой. Написал домой письмо.

9/9/41 В нашем дивизионе есть первые жертвы за время второго наступления. 1 убит и 3 ранено. Рядом с нами стреляет новая автоматическая пушка //Катюша//, говорят, делающая до 60 выстрелов в минуту. Её выстрелы похожи на сплошной грохот. Сегодня нам выдали по 500г сыра и 250г мыла. Лучше бы выдавали регулярно понемногу, чем сразу столько на много дней вперед. От Лидочки давно нет писем, а <...> самым большим удовольствием было.

10/9/41 Время летит быстро. Чувствуется начало осени. Окончил чтение "Красное и чёрное" Стендаля. В наше время Жюльены встречаются редко, а Матильды - ещё реже. Вынужден бездействовать, так как в современной войне топографу делать нечего. За 4 дня наши войска не продвинулись вперёд на нашем участке.

11/9/41 Первый утренний морозец. Вся поляна  покрыта инеем. Вместе с утренним морозцем прилетели и немецкие самолеты и бомбили наш участок леса. Зенитные батареи не могли сбить ни один самолет, хотя последние летели очень низко. За день было 5 налётов. На дороге сожжены 2 автомашины. Убито 2 бойца.Написал Лидочке письмо - меня тревожит долгое отсутствие писем.

12/9/41 Настоящий мелкий осенний дождик - сыро, но тепло. На фронте затишье. Брожу по лесу - мысли в голове совсем не военные. Оказывается, и на войне бывают дни безделья, но это не моя вина. А впрочем - тем лучше. К вечеру начался усиленный артогонь, продолжавшийся до утра.

13/9/41 Бой продолжается. К вечеру наши части немного отступили. Ночью немецкая артиллерия сделала 4 выстрела по нашему лесу. Два снаряда разорвались очень близко.

14/9/41 Ко всем тревогам прибавляется ещё беспокойство за Лидочку и Алика, так как уже очень давно от них нет писем. Бойцам пишут о бомбёжке некоторых городов Курской области - Нового Оскола, Льгова  - что ещё больше усиливает моё беспокойство. Настроение ухудшилось ещё после сведении о сдаче Чернигова. Как это так? Где же наша сила?

15/9/41 Написал письмо Клаве Лысенко - прошу сообщить, не случилось ли чего дома. Ночью снился Алинька - мой дорогой сыночек. Отсутствие работы даёт возможность думать, а мысли все только о доме. Вечером получил письмо от Лели, она тоже ничего не имеет от Лидочки. Сердце моё чувствует недоброе - недаром у меня уже два дня угнетённое состояние.

16/9/41 10-й день стоим на одном месте. Так долго мы ещё никогда не стояли с начала войны. Опять написал домой письмо - и отдельно Алюсику - духовное завещание. Есть сведения что враг очень блико от Пен (?). Как далеко его пустили? Наши войска сдали г. Кременчуг.

17/9/41 Ровно 2 года назад я впервые выступил в поход на войну, в Польшу, но то была просто прогулка в сравнении с этой войной. Написал письмо <...> с просьбой ответить за семью. Борьба на нашем участке перешла на правый фланг, очевидно, немцы очень хотят взять Ельню (?) опять. Весь день брожу по лесу - <...> -  вышел на поляну - какой красивый лес, и как он мне надоел. Скоро превратишься в дикого зверя. Когда этому конец? Опять написал Лидочке. Перешел жить в лучшую землянку.

18/9/41 С утра дождь и ветер - временами улыбнётся солнце -настоящая осень. Прочёл книгу стихов Павла Беспошадного  "Каменная книга". Понравилось стихотворение "Наследник" - так как напомнил мне Алиньку. Ещё одна наша батарея, 51-я, вступила в действие - у них 2 гаубицы.

19/9/41 В 2 ночи получили приказ на марш, вышли - простояли на холоде и ветре 3 часа и утром вернулись опять в лес на старое место. У нас не могут обойтись без путаницы. В 11 ч утра двинулись на марш  <..> в резерв Армии на отдых и довооружение  в район села Новая Березовка.

20/9/41 Шли до 1ч ночи, остановились на ночлег в селе. Спал в сарае на сене. Холодно. В 9ч утра остановились в лесу западнее с. Новая Березовка. Мы пешком пришли быстрее автомашин. Прошли ~50км. Вырыли землянку. Заступил дежурным по кухне. Вечером получил от Лидочки открытку и письмо от 8/9. Радость моя безгранична.

21/9/41 Давно так приятно не спал как в эту ночь. Укрылся одеялом и было тепло. Утром получил ещё два письма - от Лидочки и Лели. Немного улеглась моя тревога, мне даже жаль, что я писал чужим людям, тем более <...> Харитонова,как бы они о Лидочке из-за этого не составили плохого мнения. Ну да чёрт с ними! Все равно мне с ними рядом больше не жить. А о Лидочке я плохого ничего не могу сказать. Лучшей жены и друга найти трудно.

22/9/41 Сегодня 3 месяца войны, а улучшения не видно. Вместе с этой датой пришло известие о сдаче Киева, а ведь был приказ наркома Киев ни за что не сдавать. Не понимаю. Очевидно, "отдых" уже кончился, т.к. 4-я батарея опять идет на фронт, очевидно, фронт нас нагоняет, т.к. стрельба слышна отчетливо. Ответил на письма жене и Леле. Днём были у нас гости - артисты Московских театра и эстрады, был дан небольшой концерт на плошадке из автомобилей. Провели полтора часа с большим удовольствием, забыв об обстановке. За 3 месяца первые от души смеялся над весёлым скетчем. В числе выступавших запомнил артистов театра Вахтангова Эфрос, Коровину; балерин Кёниг и Олешкевич; Ал-ра Лебедева, а также старейшего мастера эстрады, выступавшего на украинском языке, Миколу Семеновича Кудрявченко.

23/9/41 Начало четвёртого месяца войны. С какой бы радостью встретили народы всего мира весть об её окончании. Какая будет после войны разруха- недостаток самых элементарных необходимых вещей. В нашем "дворце" - как я назвал землянку - довольно сносно. Тепло и даже кажется уютно. Вообще до чего нужно дожить чтоб и землянка показалась "раем". С утра дождило, но затем прояснилось. Прекрасный осенний день. Ходили в баню в соседнюю деревню Лежнево. На обратном пути были свидетелями воздушного боя. Два немецких "Хейнкеля - 113" сбили наш истребитель. Лётчик спасся на парашюте, но при спуске был ранен.

24/9/41 Ночью морозец, но днём прекрасная погода. Стоим на отдыхе, да у нас другого выхода нет, т.к. в нашем дивизионе нет матчасти. Наш к-р дивизиона капитан Гусев назначен нач. штаба полка - жаль что он ушел от нас, хороший человек. Брнд к-ром дивизиона назначен л-т Покатило. Сегодня имел возможность впервые за 3 месяца сделать в военторге маленькую покупочку, купил: одеколон, мыло, носки, носовой платок и печенья полпачки. Даже эта покупка, на которую я обычно не обратил бы никакого внимания - здесь приятна. Ходил в село за молоком, но не достали. На обратном пути легли отдохнуть на лужайке. Приятно грело солнце.

25/9/41 День обычный -  без особых событий. Вечером ходил с з/п-ком Иваненко в село. Приятная прогулка.

26/9/41 Ночью получили приказ на марш. Как обычно, потревожили среди ночи, но вышли только в 11ч утра. Жаль оставлять нашу землянку. За 5 дне привыкли к ней. Курс на юго-восток. В 20:00 перешли шоссе Москва-Варшава у д. Крапивна. В 22:00 остановились на ночлег в лесу 500м южнее д. Ивановка. Прошли ~30км. Дальнейший маршрут и задачи неизвестны.

27/9/41 С утра притупили к оборудованию землянок. Что дальше будем делать-неизвестно. Будет ли это район наших действий, или ещё предстоит марш. Холодно. В землянке сделали печь, но топить не разрешают- днём говорят - дым демаскирует, ночью - огонь. Как мы всего боимся. А как же немцы ракетами ночью себя демаскируют. Авиация противника в этом районе более активна - вечером бомбила лес и ближайшее село, но была отброшена нашими истребителями.

28/9/41 Написал Лидочке письмо - посылаю докладную на имя Райвоенкома об эвакуации семьи, а через 1/2 часа получил от неё письмо, которое меня немножко обеспокоило, т.к. из её письма я понял, что она не собирается эвакуироваться, а я боюсь чтоб она не попала в беду, пришлось сегодня же писать второе письмо. Я все же надеюсь, что она сделает все так как нужно. Алинька был болен ящиром - нарывы на язычке и дёснах. Бедный мальчик, за что ему досталось так много неприятностей.

29/9/41 С вечера на Десне началась усиленная перестрелка - сплошные пулемётные очереди. Имел стычку из-за пустяка с <...> 2-го ранга Долженицыным - на редкость хам и бескультурный человек. Все признают, что я был прав.

30/9/41 С утра началась жизнь по распорядку дня. Надолго ли? Комисар полка ст. п-к Крот запретил топить печи в землянках, говорит "тепло" - конечно, ему тепло - он спит в доме. Вот если бы ему поспать пару ночей в нетопленной сырой землянке, под одной шинелью, как бойцы спят, да и днём не имеют где отогреться - тогда бы он иначе запел. Не ценят у нас людей. Вечером в селе для нашего полка было кино - "Боевой киносборник номер 3". Сидели в сарае на полу, опустив ноги в дырку между досками. Вечером меня вызвал интендант - делает попытки к примирению, хитрая бестия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий