четверг, 7 июня 2012 г.

Дневники деда (февраль 42г.)

1/2/42 Открылись двери февраля. Сколько ещё раз будут открываться "двери" месяцев во время войны. Сколько миллионов людей будет ещё уничтожено фактически из-за одного человека? Сколько слёз и горя ещё впереди? Сейчас трудно себе даже представить радость того дня, когда война будет окончена. Доживу ли я до этого дня? Сегодня было построение полка. Зачитали приказ о награждении орденами и медалями первой группы награждённых. В числе их - командир полка майор М....ский орденом Красного Знамени и военком полка бат. к-р Рахинштейн - орденом Красной Звезды. Остальные полдня посвятил весьма важному занятию - мылся в бане, для чего пришлось ходить в соседнее село Борщево.

2/2/42 Безделье всегда вызывает приток мыслей. А о чём я могу думать, как не о своих любимых Лидоньке и Алике. Как часто я вспоминаю своего дорогого сыночка, его детские хитрости, словечки и всё то, что меня всегда так радовало. А Лидочка - её прекрасный образ никогда не исчезает из моей памяти. Ей я обязан многим. Скорей бы отыскать их и узнать ихнюю судьбу. Отдых подходит к концу. 1-я ударная армия очевидно поедет на новый фронт - говорят, на север. Возможно, в Карелию. Туда меня не особенно привлекает.

3/2/42 Скорей бы уже на фронт. Такой отдых надоел. В работе, в суматохе забываешь как-то обо всём. Некогда думать  и не так тяготишься. Вот сегодня разложил перед собой фотографии жены и сына и долго, долго на них с любовью смотрел. Дни стали заметно больше, погода хорошая - замечательные лунные ночи.

4/2/42 Подготавливаемся к отъезду. Очевидно, завтра выедем. Первый дивизион уже выехал. Четырнадцать дней продолжался наш отдых. И если отдохнуть полностью так и не удалось, то во всяком случае несколько отвлеклись. Получил письмо от Лиды Назаровой - той девушки, которая прислала новогодний подарок.

5/2/42 Тронулись в путь. Мне пришлось выехать раньше для ремонта моста по дороге. Погрузка в вагоны производится на ст. Клин Окт. ж/д, но приехали слишком рано, т.к. ещё 1-й дивизион не успел уехать. Ночь провели в Клину.

6/2/42 Весь день ушел на погрузку. Пришлось много поработать, но к 18:00 я уже отгрузил всё своё горючее и автомашины. Едем, конечно, в вагоне "40 человек, 8 лошадей". Усталый заснул в вагоне.

7/2/42 Всю ночь простояли на путях ст. Клин. Утром полчил письмо из ГУТР. Сообщили, что мое <...> находится в Башкирской АССР. Это даёт мне уверенность, что мне скорее удастся найти семью. Когда настанет этот радостный день? В 18:00 эшелон тронулся в путь, но против ожидания - не на Москву, а на Калинин. Очевидно, все разговоры за Карельский фронт -это враки. На ст. Решетниково с нашим эшелоном произошло крушение. Встречный поезд врезался в хвост нашего эшелона и сшиб 2 платформы с автомашинами, а вагон, в котором я находился, был через одну платформу дальше. Ещё бы немного - и нам не поздоровилось бы. Хвост поезда отцепили, и нам пришлось расстаться с хорошим вагоном.

8/2/42 Октябрьская ж/д, по которой мы едем - почти разрушена. Была хорошая двухпутная дорога, но наши части при отступлении разобрали её, а теперь восстановлен только один путь.

9/2/42 Проехали Бологое, Валдай и в 17:00 начали разгрузку на ст. Любница на ж/д Псков-Рыбинск. Всю ночь ехали к месту сосредоточения в г. Крестцы, Ленинградской обл.

10/2/42 В городе не остановились, карантин - сыпной тиф. Проехали в село Долгий Мост по Ленинградскому шоссе. С 4-мя машинами вернулся на ст. за горючим - и обратно в Крестцы. Дивизион уехал дальше на запад. Догнал его по пути и заправил горючим. Опять ехали без сна вторую ночь.

11/2/42 К утру сосредоточились в д. <...> Двое суток без сна и отдыха. Голова болит ужасно. Грязный, небритый и немытый уже 5-й день, но и здесь отдыха нет. Едем дальше.

12/2/42 Опять ехали всю ночь. Это третья ночь без сна и третьи сутки без отдыха. Где же предел человеческой выносливости. Авиация противника сегодня особенно активна. Бомбят без перерыва. Есть жертвы и у нас в 4 бат. Убито 4 человека и 5 ранено. Разбиты два автомобиля. Кончилось горючее. Три мои машины стоят в селе Стариково, а одна отстала далеко. Сегодня удалось устроиться на ночь в доме. Заснул на голом полу как убитый.

13/2/42 Противник усиленно защищается самолётами, налетают весь день партиями по 5-10 штук. Над расположением наших войск сегодня один немецкий истребитель сбил два наших бомбардировщика. Налёт был довольно смелым. Говорят, что немецкие войска окружены в районе Старой Руссы, т.е. здесь, где мы действуем, но по-моему, всё это враки. Очень уж у нас распространено агентство "Центробрех". Что думает обо мне Лидочка. Где они, мои родные жена и сынок. Как хочется хотя бы узнать, где они.

15/2/42 Работать очень тяжело. Всё приходится делать ночью, т.к. днём не даёт авиация.

17/2/42 Живём в лесу. Не очень приятно. В шалашах холодно, а на 1-2 дня рыть землянки нет смысла, да и людей не хватает. Хожу грязный, немытый, небритый. Негде и некогда этим заниматься. Завелись вши, но о бане можно только мечтать. Северо-Западный фронт - это не Московский. Здесь война более ожесточённая. Мы забрались далеко вглубь на запад по сравнительно узкому коридору. Справа  и слева от нас немцы. Не пойму я замысла этой операции. Сегодня день рождения Лидоньки. Ей уже 24 года. Пожелаю ей счастья.

20/2/42 Всё же пришлось вырыть землянку. Жилище получилось не особенно "комфортабельное", но зато сравнительно безопасное. На грязь и неудобства перестали обращать внимание. В первую же ночёвку в землянке мне снились Лидонька и Алюсик. Может быть, это хорошее предзнаменование, и я скоро узнаю, где они (я стал суеверный). На нашем участке фронта нет никаких изменений, на все наши атаки противник отвечает яростными контратаками. У них большое превосходство в авиации, а это сейчас главное. Каждый отбитый населённый пункт стоит нам очень дорого. Много убитых, а особенно раненых.

22/2/42 Опять видел во сне жену и сына, как будто встретились мы в вагоне поезда. Из Мордовской АССР получил ответ, что там моей семьи нет. Других ответов пока нет. Сегодня комиссар д-на сказал, что принято представление о моём награждении. Интересно, что дадут?

23/2/42 Годовщина Красной Армии. В прошлом году этот день прошёл для меня более приятно, а сейчас даже положенной порции водки не выдали. Получил благодарность за отличное выполнение боевого задания - от к-ра полка. (Приказ номер 21.23.2.42)

26/2/42 Почти весь день провожу в своём "дворце Земли и Снега", как мы называем нашу землянку. Работать приходится только ночью - днём не даёт авиация. Стоим на месте. 2-я гвадейская бригада, которую мы поддерживаем временно, перешла к обороне. На соседнем участке наши войска окружили 16-ю немецкую армию, но они не сдаются. Над нами всё время курсируют транспортные самолёты. Очевидно, что-то вывозят из окружения.

28/2/42 Никаких новостей. Конец февраля, скоро конец зиме, таким образом, надежды на то, что немцы усиленно побегут зимой - почти не оправдались. Сегодня устроил облаву...на вшей. Если бы Лидонька только знала, чем приходится заниматься. Вряд ли она раньше поверила бы этому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий