четверг, 21 июня 2012 г.

Дневники деда (октябрь 42г.)

1/10/42 Уже октябрь. Обстановка на нашем участке фронта напоминает начало октября 41г. Немцы прут. Землянка содрогается от взрывов. В воздухе непрекращающийся гул моторов и треск пулемётов. Пожалуй, не лучше Шапкинского леса. Тяжело ранен инстр. пропаганды ст. п-к Козак. 1-й дивизион потерял два орудия с тракторами.

2/10/42 6-й день не прекращается бомбежка. Особенно интенсивная утром и вечером. Вчера умер от ран мой друг - нач. штаба 3-го д-на ст. л-т Р<...>. Жаль парня. Но, очевидно, скоро и о нас так пожалеют, а может, и жалеть не будут.

5/10/42 Армейские склады в Мареве - разбомбили. Налёты были три дня подряд. Больше всех пострадал склад боеприпасов. Это злой урок. Собрали все склады в одно место, да ещё на конце ж.д. <...> в редком кустарнике. Результат очень печальный. Последние дни очень устаю, т.к. кроме физической усталости ещё приходится всё время нервничать.

7/10/42 "Сабантуй" продолжается. Правда, успехи у немцев незначительны, но и наши пока невелики.

12/10/42 До сих пор нет нормального подвоза продовольствия. Только вчера в Осташков из Бологое пришёл первый эшелон в 8 вагонов. В течение 5-6 дней движение на этой дороге было совсем закрыто. Весь путь был разбомбен. В Осташкине на месте, где был вокзал - одни сплошные ямы. От Лидоньки что-то давно нет писем. Как они, мои родные, там живут. Если бы они имели там четверть того, что я здесь имею, и то я был бы доволен, в смысле, конечно, продовольствия. Наши "Союзнички" всё думают. Ответы Сталина на вопросы Кессиди и карикатура в "Правде" - это неспроста. Что-то будет, но в другую сторону.

13/10/42 Людских резервов у нас уже почти нет. Из нашего полка забрали 85 чел. в пехоту в 130 с.д. и 397 с.д. Из них уже есть убитые и раненые. Военные действия на нашем участке несколько утихли, но авиация свирепствует.

18/10/42 От Лидочки получил два письма. Она без денег и без обуви. Такое же положение у Лели. Чем и помочь - не знаю. Нужно начать поиски папки. Судьба мамы - ясна. Если она жива, то безусловно в плену у немцев. Бедные мои родители. Много вы для меня сделали. За вас, за свою семью я сейчас воюю. Дороги испортились. Грязь непролазная.

21/10/42 Война затягивается. Обещанного конца войны в 1942 г. конечно не будет. Имеются уже нехорошие факты разложения. Развивается взяточничество. <...> из 129 с.д. Лещинский рассказал, что в Москве они получили платформу на ж/д за ... 3 банки консервов. Главная сила сейчас - это "блат".

28/10/42
Был у полковника Модзелевского, он сейчас в д. Манцы в госпитале. Отвёз ему папирос, печенья, сахару и проч. Принял очень хорошо, благодарил, что заехали. Работы масса. <...> все перевозки только трактором.

3 комментария:

  1. Регулярно читаю дневники, не комментирую, потому как не знаю, как ЭТО можно прокомментировать...
    А, вообще, эти записи - настоящий клад, мало кто вел дневник в военные годы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, спасибо, что читаешь! А комментариям и вопросам я всегда рада, ты же знаешь. Я бы хотела как-нибудь написать что-то из истории своей семьи, но никак не соберусь с мыслями..

      Удалить
    2. И ещё - знаешь, что удивительно? В своих дневниках дед высказывался зачастую вполне себе антисоветски, критиковал армию, бюрократию, и в выражениях не стеснялся. Представляешь, что было бы, если бы эти дневники нашли?

      Удалить