понедельник, 11 июня 2012 г.

Дневники деда (апрель 42г.)

Ст. л-т Дасковский Абрам Александрович.
701-й Пушечный Артиллерийский полк
1-я Ударная Армия

И.И.Кoзлову или др.т.т.
В случае моей смерти все мои записки, документы и деньги прошу передать по адресу моей жене:
Казахская ССР, Алма-Атинская область, Каратальский р-н
Сахзавод, ул. Береговая 123
Дасковской Лидии Георгиевне


1/4/42 Записи перенесены в новую книжечку, если бы вместе с этим началась и новая хорошая жизнь, все были бы этому искренне рады. Идут ожесточённые бои на западном берегу реки Ловать. Очевидно, 1-я ударная армия должна пойти на трансфомирование, т.к. от неё остались только "рожки да ножки". Даже наш полк потерял 8 орудий и тракторов. Весна ещё не наступила, стоят морозы. Паршивый климат и такой же край. Леса и болота. Лучше бы все силы поставить на защиту Украины.

3/4/42 Вчера переменили боевой порядок, из р-на Присморн...<> переехали на юг вдоль берега р. Ловать. Остановились в мелком кустарнике у д. Жуково. Условия для стоянки очень плохие. Замаскироваться почти невозможно. К счастью, плохая погода, и второй день не летают самолёты. До сих пор ещё порядок не установили. Кутерьма продолжается. Живём на улице.

4/4/42 Утром прилетели первые "ласточки" и начали бомбёжку. Сегодня хорошо выспался в  <..> у д. Семкина Горушка (?)

5/4/42 Сижу на поляне под ёлочкой, а над головой плотным строем, как на параде, летят транспортники в 16-ю армию и обратно, через каждые 15-20 минут  прилетают юнкеры и посыпают местность "пасхальными подарками". Первые же бомбы упали в расположение наших машин и орудий. Есть раненые. Неприятный "пасхальный визит".  Весь день проходил в поисках другого места для машин, но леса близко нигде нет, а кустарник всюду одинаков. Отправил Леле 2400 руб.

6/4/42 Только сегодня подошла 5я батарея, которая задержалась в пути из-за поломки тракторов. Потери боевых машин в нашем полку 30%, а автомашин - 50%, не считая прочего ценного имущества. В общем, потрепали нас сильно.Все армейские тылы перебазировались на юг в сторону холма, но холм опять занят немцами, вернее, половина его. Горючего нет, продовольствия и боеприпасов мало. Положение нелёгкое. Все ходят усталые и полуголодные. Даже мне хочется кушать. Хлеба дают по 600г, а на завтра говорят по 450 г. Жиров никаких. Все наши склады разбомблены в пути. Все напряжены до крайности.

8/4/42 Наш дивизион передвигается поближе к шоссе Старая Русса - Холм, т.к. при распутице мы можем быть отрезаны разливом рек. Я со своим взводом выехал вперёд для выбора места стоянки. Временно остановился в с. Глухая Горушка в 300 м от шоссе. Вернее, это не село, а остатки его. Ребята раскопали погреб с картошкой. Наелись ей вдоволь, только без соли. Нет соли. Что за порядок. Даже такого пустяка не могут доставить в армию. А что же делается на гражданке? Заняли в деревне домик. Сносно.

9/4/42 Хотя спал в доме на кровати, но выспался очень плохо. Очевидно, от непривычки. За последние 15 дней я больше привык спать на дворе или в кабинке.

11/4/42 Пока обосновались в Глухой Горушке, в доме. Машины дивизиона сосредоточены в лесу в 300м, а мои здесь. Сегодня ночью под гром артиллерийской канонады, которую открыли наши батареи, мы мылись в бане. С большими неудобствами, но всё же помылся весь взвод. Днём подозрительная тишина.  Ни самолётов, ни стрельбы. Как будто и войны нет. Ясно, что это перед "бурей". Немецкие хитрости.

12/4/42 Плохо дело с питанием. Вот уже второй день выдают только по 100г сухарей и по 100г концентратов. На таком пайке много не навоюешь. Объясняют это транспортными трудностями. Но факт остаётся фактом. Мой взвод в относительно лучшем положении, т.к. ребята добыли в селе картошки. Ни о како отходе на отдых пока нет и речи. Продолжаем воевать. Добиваем последнюю матчасть и технику. Всё требует ремонта.

13/4/42 Сидим на завалинке, греемся на солнышке. Греет по-весеннему, но не радует. Работы нет, т.к. нет горючего. От безделья много думаю, вспоминаю жену, сынишку, дом и вообще спокойную жизнь. Пришла на ум песенка - танго "Забвение" - и с нею последние пластинки, которые жена купила перед войной. Тихие летние июньские вечера 41-го года. Веранду. От воспоминаний только душа болит. Сколько горя и страданий перенесут Лидонька и Алюсик? Когда, когда я их увижу? Ночью и днём немцы ведут активный артогонь. Бойцы много говорят о бесцельности войны, которая всем надоела. И немцы, и русские воюют за свободу и за лучшую жизнь, но народ ни того, ни другого не видит.

15/4/42 Первый весенний тёплый день, но радует он мало. На фронте только артдуэль, изредка по утрам бомбёжка. Разведчик летает регулярно. Получил два ответа из Чкаловской и Пензенской обл. Лидоньки и Алюсика там нет. Теперь я уже больше не сомневаюсь, где они. Достали ещё два мешка картошки - она нас поддерживает. Иначе было бы очень трудно. Хлеба даю по 100-150г. Жиров 10г, круп 50г и консервов 100г на день. <...>

16/4/42 На дворе тепло, а на душе холодно. В газете прочел заметку о том, как формально и бюрократически дают ответы на запросы о розыске семей. Это вселило в меня маленькую надежду. Авось и Лидонька где-нибудь живёт тоже, а о ней пишут, что её "в данной области нет". Тем более, у меня уже есть пример с Лелей. Ведь из Фрунзе тоже писали, что Дасковских там нет. Читал новые немецкие листовки - некоторые из них довольно убедительны и не лишены справедливости. Безусловно, наша внешняя политика "запуталась" в 41м году И, возможно, теперь мы сражаемся. А свобода слова и печати - это миф! А за что отбывает ссылку мой отец? За мнимые преступления 20-летней давности. Нет! Так быть после войны не должно.

17/4/42 Утром был довольно оригинальный завтрак - хороший суп и жареный картофель из д. Глухая Горушка с немецким хлебом из Берлина. Немцы сбросили на парашюте продукты для своих, а они попали к нам. Поражает исключительное качество упаковки. Килограмм хлеба нарезан ломтиками и упакован в целофан, <...>, фольгу, опять целофан и наконец, наружная оболочка плотной бумаги. Итого 5 слоёв. В такой упаковке хлеб не черствеет очень долго. В 17:00 подкорректированная немецкая артиллерия пристреляла дорогу в соседнем селе. Скоро, очевидно, и к нам доберутся.

20/4/42 Ожесточённые бои, продолжавшиеся несколько дней, сегодня утихли. Опять тихо, но, конечно, ненадолго. Говорят, что наши войска на этом участке имели некоторый успех. Убито много немцев и занято несколько населённых пунктов, но сведения эти неофициальные. Бензину нет. На весь дивизион дали только 200 литров. С питанием положение остаётся напряжённым. Дневной рацион бойца вот уже 2 недели не превышает 250-300 гр, в том числе хлеба 100-150 гр. Погоды прекрасные.

22/4/42 Десять месяцев войны, а сколько ещё впереди. Сегодня мне попались в руки обрывки газеты, издаваемой на оккупированной территории. Среди лжи и чепухи там имеются и некоторые правдивые положения, особенно о свободе слова, печати, личности, а также о бесплатном обучении. Газета эта тоже называется "Правда". Вверху лозунг "Трудящиеся всех стран, соединяйтесь". Тоже борьба за рабочий класс, за крестьянство, за свободу. Мы боремся тоже за это самое, так почему же мы воюем? Этот вопрос, наверное, интересует многих. Кто даст на него ответ? Всю ночь провозились с получением боеприпасов с ПОС-а. Доставка очень трудная -на самолётах.

23/4/42 Получил записки  к-ра д-на капитана Луговцева и нач штаба д-на ст. л-та Мишустина - просят прислать картофеля. Мишустин пишет откровенно: "Сидим голодные и злые". Долго ли армия будет ещё терпеть. Пора бы уже наладить питание. Немецкие транспортники летают через нашу территорию днём, а наши на своей - только ночью, и то большинство груза сбрасывают в болота, т.к. не подготовлены аэродромы. Дела! Поэтому крупа, которой нам дают по 32 гр в день, состоит из смеси риса, пшена, гречи, соли, хлебных крошек, табаку и грязи.Можно представить, какой получается "вкусный суп", а сухарей дали по ... 68 гр.

24/4/42 Сегодня день рождения моей сестры. Даже лишен возможности её поздравить по-человечески.

26/4/42 Картина та же. Идут жестокие бои с переменным успехом. Иногда полдня полное затишье. Немецкие транспортники регулярно снабжают 16-ю армию. Не видел, чтобы сбили хоть одного. Питание по-прежнему плохо. Мой "<...>" Петров при делёжке продуктов достиг искусства хирурга, так тонко нужно делить. Ребята нашли пудов 10 хлеба. Намололи. Живём.

29/4/42 Послезавтра первомайский праздник, но никаких радостных чувств сегодня он не вызывает. Не с чего радоваться и веселиться. Вчера ходил на огневые. Говорил с капитаном. На наш командный пункт в новом селе был сильный налёт авиации. Тяжело ранен нач. штаба д-на ст.л-т Машустин и другие. Мало уже оталось ст. лейтенантов у нас в дивизионе. Это плохая для меня примета. Получил от Лели письмо. Живётся ей не сладко.

30/4/42 После относительного затишья сегодня немцы активны. Идёт жаркий бой. Опять получил от Лели письмо, уже ответ на письмо с СЗФ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий