вторник, 19 июня 2012 г.

Дневники деда (август 42г.)

1/8/42 Вторые сутки льёт проливной дождь. Машины, посланные на ПОК за хлебом,  ещё не вернулись. Очевидно, где-нибудь застряли. Реки выходят из берегов. Дела на ПФС ещё не принимал. От Лидочки опять получил письмо. Молодец. Опубликован указ об орденах Суворова, Кутузова и Невского. Хорошие ордена. Но нам их не получить.

7/8/42 То, что я так редко пишу - результат загруженности по службе. Лидонька пишет теперь часто. Она меня подбадривает своими письмами. В сегодняшнем письме Алик написал "ПАПА" через весь конверт. В "Правде" за 5.8.42 момещён очень хороший плакат "Споём".

9/8/42 Дни текут быстро. Изредка идут бои. Ежедневно 2-3 раза в день появляется какой-нибудь "немец" и обстреляет дорогу или село, и сейчас же наутёк. Здесь они действуют осторожно. Наш фронт пока относится к числу спокойных. Я говорю пока, т.к. никто не знает хорошо, что будет завтра. А кое-что должно быть. Все наши дивизионы стянуты в одно место к д. Козлово на р. Ловать. Очевидно, решили раз и навсегда ликвидировать перешеек к 16-й армии. С ней давно уже нужно было покончить. Только тревожит нас. Дела на юге плохи. Сегодня Армавир.

12/8/42 В результате боёв 10/8 нами взят совхоз "Знамя" в р-не 16-й армии. Было выпущено столько снарядов, что и сам совхоз не стоит этого. На юге дела по-прежнему. Немцы уже в Майкопе. Ясно, что они рвутся к Баку, а без нефти настоящая война - ничто. Не знаем, что случилось. Нас предали или продали? Или за год войны мы не научились воевать? Очевидно, и приказ номер 207 мало помогает. Бойцы у нас действительно храбрые, но половодцев - нет. Ездил в Марево за продуктами. Там совсем другой край, Валдайская возвышенность. Погоды установились хорошие.

13/8/42 Это верно, что "сапожник без сапог ходит". С тех пор, как я стал начпродом, я стал хуже питаться. Не то что нечего, а просто некогда. Всё время всухомятку да чай.

17/8/42 Сегодня исполнилось ровно 5 лет со дня моей женитьбы. За эти годы, если оглянуться на пройденное, не так уж много мы видели хорошего, хотя теперь нам кажется, что мы жили очень хорошо - если, конечно, сравнивать с настоящим положением. Лидонька и Алюсик, мои родные, в этот день моё желание одно: увидеться с вами и снова зажить мирной, хорошей жизнью. Ночую в с. Корцево. Ожидаю продукты на продскладе.

18/8/42 Получил три письма от Лидоньки, Лели и <...>. Вместе с Лидой написала Клава. Очень хвалит Алика. Он тоже напиал: "алик-папа". Для его лет довольно хорошо. Ночью по дороге в Марево нас немножко напугал "Ганс". Машины все шли с огнями и в одном месте застопорились, а он тут как тут, и ракету осветительную сбросил. Мы думали, что будет бомбить, но он, очевидно, делал только разведку.

20/8/42 Черчиль приезжал в Москву. Сталин и Молотов смеются на фото. Неподходящее время для смеха. Немец уже сидит на нашей нефти. Нужны действия быстрые и решительные.

23/8/42 Ночь на озере Селигер. Светит полная луна. Красиво. Когда-то сюда ездили туристы смотреть на эти красоты, а моя миссия более прозаическая - я приехал за ... макаронами.

25/8/42 Из тыловых учреждений армии забрали всех мужчин до 40 лет, работавших на должностях писарей, кладовщиков и проч. Этот факт говорит о том, что наши "неисчерпаемые" людские резервы - уже исчерпались.

30/8/42 Как много у нас всё же в армии бюрократов и чиновников. Бумажки решают всё. Когда этому будет положен конец.

1 комментарий:

  1. Аlexandra, дневник очень интересный. Ты молодец, что публикуешь его. Значит, память о деде у тебя будет всегда и у твоих детей тоже. Я уже писала по-мему, что у меня сайт по генеалогии http://ludmilanest.com/, где я тоже пишу про войну и поисках фронтовиков.

    ОтветитьУдалить