четверг, 7 июня 2012 г.

Дневники деда (март 42г.)

1/3/42 Начало календарной весны, а скоро наступит и настоящая, но незвестно, будет ли она весною новой жизни. Положение на фронте без перемен. Активность немецкой авиации ослабла, но и наших совсем не видно. Ночью проделал большую работу - подвёз на батареи 480 выстрелов.

2/3/42 Днём заснул, и приснились мне Лидонька и Алик. Алюсик как будто спит, и личико накрыто кисейкой от мух, только спит почему-то в ящике из-под комода. На днях получил ещё два ответа из Удмуртской АССР и Актюбинской обл. Там моей семьи нет. Где они?

4/3/42 Штаб дивизии переехал вперёд на 4км. Расположился вместе со штабом бригады. Я остался пока не прежнем месте, обжился в землянке. Устроил электро-освещение. Мой шофёр - Козлов Илья Иванович (хороший парень) - одновременно служит и "поваром". Готовит на нас двоих довольно вкусную пищу. Сегодня утром приготовил вкусный вермишелевый суп с мясными консервами.

5/3/42 Четыре года прошло с тех пор, как <зачеркнуто> мой отец. Мучается тоже невиновный человек из-за ежовского террора. Сколько ещё предстоит ему мучаться, и придется ли ещё нам увидеться. Буду надеяться, что да!



6/3/42 Приказом командующего 1-й Ударной Армией (номер 01-1-2-4 от 3.3.42) мне присвоено звание "старший лейтенант". Кроме меня, ещё несколько командиров нашего полка получили повышение звания. Хотя, если руководствоваться приказом наркома, то по времени мне уже должно быть присвоено звание капитана.

8/3/42 Сегодня узнал о том, что получен приказ командующего СЗ фронтом "О награждении" номер 0256 от 5.3.42, и в числе прочих я награждён медалью "За боевые заслуги" - приятно и это, правда, орден был бы лучше, но что поделаешь.

9/3/42 Вызвали в с. Воскресенское для получения медали, но пока я дошел туда - член Военного Совета уже уехал. Даже награду толком вручить не могут.

11/3/42 Задумали печь блины. Мука и жиры у нас были. Я смастерил из консервных банок два листочка и на них пекли довольно неплохие блины. Во всяком случае, все были довольны. Если бы Лидонька знала, как я хозяйничаю. У нас теперь хорошая землянка даже с электроосвещением от аккумулятора.

12/3/42 Сегодня получил сразу 8 писем. Шесть ответов из обл. эвакуационных управлений - не радостных, о Лидочке ничего нет. Одно письмо из Москвы от Лиды Назаровой и одно радостное письмо из Ворошиловграда от Лелиной соседки. Сообщили мне адрес Лели - она эвакуирована в г.Фрунзе, Киргизской ССР, пер. Проезжий 318, Кузнецовой для Лели. Завтра же напишу и пошлю деньги.

14/3/42 Старорусская операция принимает затяжной характер. Вот уж месяц как мы стоим на одном месте. 16-я армия всё ещё не разбита, и мы находимся между двух вражеских армий.

17/3/42 Получил ещё два ответа из Алма-Атинской области и Ашхабада. Лидочки и Алика там нет. Чем больше я получаю ответов, там тревога моя усиливается. Найду ли я их?

20/3/42 Рано утром немцы открыли ураганный огонь из орудий и миномётов. Активно действует авиация. Снаряды пролетают через наши головы и ложатся где-то дальше в лесу. Погода прекрасная. Яркий солнечный день, но морозно. Даже какая-то заблудившаяся пташка запела в лесу. Прошел месяц как мы живём в землянке на этом месте.

21/3/42 Неприятелю удалось осуществить прорыв на участке Ивановское - <...>, где поддерживает наш и 1-й д-н. К 6ч вечера нами была занята д. Ново-Свинухово, в 3х км от места моей стоянки. 1-й д-н в окружении. Наш д-н отходит в р-н <...>. Авиация бомбит непрерывно. Наши войска отступают. Ночью тронулись в путь на Ожедово-Шапкино , где остановились на день в лесу возле д. Шапкино.

22/3/42
Девять месяцев войны у начало весны совпали с началом весеннего наступления в районе Старой Руссы. Такой сильной бомбёжки как сегодня, я ещё не испытывал никогда. Весь день просидел в землянке. Вокруг нашей землянки я насчитал 17 воронок; ближайшая и самая большая в 12 метрах от нас. Ночью опять в путь на Б. - Горка (?)

23/3/42 Отвел все машины дивизиона в тыл в р-н д. Наход<..>  - днём двигаться невзможно. Ночью ездил на огневые, <..> на лыжах ходил на РНП к к-ру д-на. Узнал обстановку. Все рассыпались. 1-й д-н вышел со строя, у него осталось всего 2<..>. 3-й д-н и часть тыла отрезаны и находятся южнее нас. Пр к-ре полка остался только один наш боевой д-н. Потери у нас сравнительно невелики. 1 пушка, 1 трактор и несколько убитых. На пути от штаба попал под обстрел артилерии. Обстреливаются все узлы на дороге.

24/3/42 Бомбёжка несколько ослабла. Стало тепло. Запахло весной. Наши тылы распались на две части. Большая часть осталась в Великом Селе и отрезана от нас. Мне приказал нач. штаба полка своими средствами и транспортом помогать тылам. Всё тыловое начальство пьяное. Это преступление перед родиной. Вот где источник и причина поражений.

25/3/42 Тыл передвинулся в р-н д. Мануйлово, что в 10 км вост. Старой Руссы, не имея на это приказа. Мне всё же ночью удалось отправить в д-н 2 машины боеприпасов и 1 машину горючего. К вечеру выехали в р-н деревни Гридино. Наша 5 бат. - уничтожена. От 4й и 6й осталось половина. Всего 4 орудия, к нам присоединили остатки 1го д-на, 2 орудия. Сейчас у нас 6 пушек и 7 тракторов.

27/3/42 События последних ней столь многообразны, что даже самое краткое  перечисление их заняло бы  очень много места. Шапкинский лес, отвод тылов и проч. никогда не изгладятся из памяти.

28/3/42 Сегодня наконец получил письмо от Лели. Это тоже для меня большая радость, но ещё большая будет, когда я получу письмо от Лидоньки, но с каждым ответом надежда у меня всё уменьшается. Где она, моя дорогая, и любимый сынок? Прорыв врага приостановлен. Идёт на фронт другая армия.

30/3/42 По календарю весна, а по погоде - зима. Морозы стоят рождественские. Приходится работать за полковой артполк и ГСМ. Ночью на дороге "в пробке" - попали под сильный обстрел самолётов и бомбёжку. Еле выскочил живой.

31/3/42 Впервые почти за два месяца пришлось отдохнуть в доме в человеческих условиях. Хозяйка очень хорошая, что так редко в этих местах. Наша армия опускается на юг вдоль берегов р. Ловать. Неужели нам не дадут отдыха. После этой войны, если и жив будешь, то всё равно моральным инвалидом останешься. Действительно война нервов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий