вторник, 19 июня 2012 г.

Дневники деда (июль 42г.)

1/7/42 Непрекращающиеся дожди превратили этот и без того болотистый край в сплошное болото. На нашей стоянке в лесу тоже полно воды. С каждой машиной приходится посылать партию бойцов для "вытаскивания" машины из грязи. Уже четвертые сутки не может придти машина с горючим, вчера послали за ней трактор, но и трактор пока не вернулся. На севере от нас идёт крупный бой. Иногда "постукивают" и южнее, в р-не Холма. Немцы активно бомбят наши передовые. Земля всё время дрожит от взрывов, и в воздухе стоит непрерывный гул. Говорят, что вчера пролетали 12 наших штурмовиков, но я не видел.

2/7/42 Лидонька пишет - жизнь у неё тяжёлая и усложняется с каждым днём. Денег нет - приходится продавать вещи. Письмо написано 9/6 - моих денег она ещё не получила. Алинька капризничает, ничего не хочет кушать. Хлеба мало. Родные мои! Никогда я не думал, что вам придется нуждаться в куске хлеба, но сейчас бессилен лично помочь вам, кроме посылки денег. Ведь ты не знаешь, что и я очень часто бываю голоден, но об этом нужно молчать. Да к тому ещё постоянные тревоги. Вот и сегодня у нас были "гансы", пришлось отсиживаться в ровике. Нервы напряжены до крайности. Всякий шум - даже храп спящего человека - принимается за рёв мотора самолёта.

4/7/42 Продолжаются крупные бои. Ближние тылы и дороги бомбят ежедневно. Неудачи наших войск, особенно сдача Севастополя - ухудшают настроение.

6/7/42 Леля пишет, что получено официальное извещение о том, что Сеня в одном из боёв погиб без вести. Бедная, жаль её. И Светочка сирота. Нужно будет помогать ей, пока у неё жизнь не наладится. От Лидочки тоже было два письма. Она уже получает мои письма и часть денег. Я очень доволен, что хоть чем-нибудь смог доставить ей приятное. Кое-что из наших вещей она сберегла.

8/7/42 Ходил в д. Озерки за 15 км за получением кандидатской карточки. Эта процедура заняла весь день.




9/7/42 На обратном пути в д. Бор узнал, что смогу получить свою медаль, но для этого пришлось снова возвратиться в Озерки к члену Военного Совета бриг. к-ру Колесникову. Он мне и вручил медаль. Вся церемония заняла не более 5-ти секунд, т.к. я был один. Дорого она мне досталась. Четыре месяца ожидания и 50 км хождения. Ну да ладно! Послал Лидоньке фотографию. В расположение взвода вернулся поздно вечером - чертовски усталый.

12/7/42 Неудачи наших войск под Воронежем - плохо влияют на моральное состояние бойцов. Если сдадут Воронеж, то это значит, что у нас нет авиации и танков. По-моему, война должна скоро окончиться, причём так же неожиданно, как и началась. Независимо от второго фронта в Европе, который решающего значения, по-крайней мере, в первое время, на исход войны не окажет.

15/7/42 На нашем участке фронта - затишье, и, если бы не полёты разведчиков, можно было бы подумать, что войны нет. Да скорей же было бы так. Устал чертовски физически и морально. Живёшь только сегодняшним днём в вечном страхе, а "что будет завтра". Приехал из госпиталя из Ярославля наш воен-фельдшер. В тылу ужасная дороговизна. Деньги почти не имеют никакого значения. Там тоже несладко. Живёт хорошо только тот, кто ворует или спекулирует. Иначе где набрать такую массу денег, чтоб платить по 100 руб за буханку хлеба.

18/7/42 Сегодня всех нас, имеющих правительственные награды, собрали в штабе полка. Для чего пришлось преодолеть на машине 30 км по отчаянной грязи.Несколько слов сказал подполковник Модзелевский, говорить он красиво не умеет, но человек он хороший. После него с "большой мудрой речью" выступил комиссар полка бат. ком. Кисилёв. Речь его была длинна, но малосодержательна, смысл которой в двух слова: "Будьте примером". Вот и всё. Обратно шли пешком, т.к. машина застряла в грязи, и её пришлось оставить, пока подсохнет.

19/7/42 Поражает исключительное убожество этого края. У населения всё домотканое и доморощенное. Дом строится без единого гвоздя. Действительно, Старая Русь.

23/7/42 Это тревожное затишье. Неизвестность и ожидание "чего-то" - тревожат и заставляют нервничать. Нехорошо впадать в уныние, но невольно напрашивается вопрос: "Когда все это кончится?" А конца войны, как сказал один наш мл.л-т, "не видно даже в стерео-трубу". Это шутка, но это и горькая истина. В этом месяце наш дивизион не сделал ещё ни одного выстрела.

25/7/42 Собирание ягод в лесу стало моей почти ежедневной обязанностью. Помимо хорошей закуски после нашей грубой пищи, это занятие даёт возможность хоть чем-нибудь заняться при вынужденном безделье. Давно я уже не ел столько ягод, как в этом году. Уже поспела малина, которой здесь очень много. Жаль только, что Лидок и Алинька этого не могут иметь. Что-то давно от неё писем нет. Я беспокоюсь.

30/7/42 Я получил повышение по службе - назначен нач. продснабжения полка. Некоторые командиры мне завидуют - правда, это должность хорошая, но я все же хотел бы лучше специализироваться по артснабжению. Был у командира и военкома д-на - приказали сдать дела моему помощнику ст. с-ту Яковлеву.

31/7/42 Сдал дела, составил отчёт, попрощался с бойцами перед строем и ушёл на новое место службы в тылы полка в д. Бор. Наконец-то получил от Лидоньки долгожданное письмо. Она и Алинька были больны дизентерией в тяжелой форме, но уже поправились. Дорогая, любимая моя жёнушка, как много на твою долю выпало тяжелых испытаний. Когда я тебя смогу вознаградить за всё перенесённое тобою. Продснабжение ещё не принял, т.к. Богачёв - это мой предшественник - назначенный сейчас на должность пом. к-ра полка по хозчасти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий