понедельник, 18 июня 2012 г.

Дневники деда (май 42г.)

Почти год мой дед воевал, ничего не зная о судьбе своей жены и маленького сына - моего папы. Мне сложно даже попытаться представить, что он испытал, получив наконец от них весточку через 11 месяце после начала войны...

1/5/42 Столько радости и веселья было в этот день раньше. Душа болит - не хочется вспоминать, чтоб не портить настроение. Мы по-фронтовому тоже отметили этот день. Илья (это мой шофёр Илья Козлов) приготовил замечательный обед из 3х блюд, выпили хорошо - вот и весь праздник. Погода прекрасная. Мы ожидали, что немцы выкинут какой-нибудь "фокус", но сегодня очень спокойно. Что сегодня делают мои родные любимые Лидонька и Алюсик? Где они? Из Бугуруслана пришел ответ - пока отрицательный.

3/5/42 Хотя и с опозданием, но сегодня дали первомайский подарок: плитку ванильного шоколада, 100г колбасы и 100мл водки. Шоколад - "эрзац" худшего качества, но и это приятно. Из Уфы пришёл ответ - моё ремесленное училище переехало туда только частично, и Лидоньки там нет. Надо узнать, кто там есть из знакомых. Может, через них узнаю.

6/5/42 Весна, а на улице ... глубокий снег. После нескольких дней тёплой погоды вчера выпал снег. Дрянной климат. На фронте опять затишье. Скоро будет буря. Получил от Сони письмо.

8/5/42 Сегодня ночью на севере от нас был большой бой , но недолго. Погода по-прежнему плохая - очень холодно. Уже месяц как мы стоим в д. Глухая Горушка. Она поистине для нас оказалась раем. Самое трудное время как в отношении питания, так и в отношении сырости - мы пережили нормально.

12/5/42 Дорогому моему - любимому сыну Алюсику сегодня исполняется 4 года. Где он? Жив ли? Я даже не имею возможности поздравить его. А как часто я вспоминаю его милые проделки, его словечки. Сейчас он, наверное, уже большой. Хорошо разговаривает. Вспоминает ли он своего папку, который ставил ему его любимые пластинки "Тилиту" (Челиту) и "Тилитомбу" (Тиритомбо) и катал его на велосипеде. За твоё здоровье, Алинька, и за здоровье твоей мамки - я сегодня выпил стопку водки. Всё же я не теряю надежды, что рано или поздно мы опять будем вместе. Радости этого дня я себе сейчас ещё не представляю. Буду терпелив. Напишу Алику письмо и отправлю Леле. Если меня убьют, то после войны Леля найдет Лиду и Алика и передаст им.

18/5/42 Давненько я уже ничего не писал. Просто нет никаких событий. Все чего-то ждут, и в ожидании - выдумывают различные новости. Одни говорят, что 16-ю армию разбили на три и даже на 4 части, что наши взяли Старую Руссу, другие наоборот - говорят, что наши войска оставили фанерныйзавод и Рамушево, и как будто мы даже окружены. Очень трудно из всей этой болтовни выбрать хоть крупинку правды. Одно ясно, что на СЗФ хотя и идут по временам ожесточённые бои, но серьёзных изменений пока нет. Последние дни перестали летать вражеские транспортники. Что это значит?   

21/5/42 Не знаю почему, но настроение у меня сегодня неважное. То ли причиной тому мрачная дождливая погода, или просто временная реакция. Ещё больше мне взгрустнулось, когда в дом зашла молодая, интеллигентного вида женщина с ребёнком на руках - просить милостыню. Я ей отдал всё что мог. С ужасом подумал, неужели Лидонька с Алинькой тоже могут, не дай бог, очутиться в таком положении. Вот и попробуй, при всех этих мыслях, быть весёлым. Одна гримаса. Часто во сне вижу жену и сына. На фронте затишье. Слухи о сдаче Рамушева, кажется, верны. Прохвостались! Вторая Ельня.
P.S. Радость пришла совсем неожиданно. Именно когда её совсем не ждешь. Вечером приходит Петров от штаба дивизиона и приносит мне два письма. Одно от Яши из Москвы, а одно... от жены. Даже когда я держал письмо в руках, мне ещё не верилось, что это так. Несколько раз повертел конверт в руках, и только после этого решился распечатать. Лидонька и Алюсик живы и здоровы. Эвакуировались ещё в ноябре 41-го и живут в Алма-Атинской обл. Каратльский р-н на сахзаводе. Что сказать мне. Чувства мои сильнее слов, а всего не напишешь в полевом дневнике. Теперь и жизнь кажется приятней и веселей, и жить так хочется, чтобы в конце концов увидеть моих дорогих.

22/5/42 Одиннадцать месяцев войны и 45 дней нашего топтания на месте. Я всё ещё в Глухой Горушке. Сегодня весь день под впечатлением письма от Лидоньки, прочитанного мной уже несколько раз. Очень часто посматриваю на маленькую фотографию жены, полученную вчера. Лидок заметно похудела и стала как будто строже. Исчезла с лица постоянная приятная и дорогая для меня улыбка. Это понятно.

24/5/42 В ночь на сегодня начались сильные бои  в р-не Рамушево. Немцы переправились на восточный берег реки Ловать и соединились с 16-й армией - пока только узким коридором, но ясно, что они его расширят, а возможно уже и расширили. От нас всё скрывают, и комсостав совершенно не ориентирован в обстановке. Всё передают шепотом. Написал Лидоньке второе письмо, а вчера послал деньги.

27/5/42 Бои идут с переменным успехом. Иногда делается "проба" на левом фланге, на р. Полисть. С нетерпением жду второго письма от Лидоньки, она его обещала написать через день, но у нас в полку последние дни почта работает безобразно. А письмо мне это нужно как воздух. Может быть, получу адрес военкомата и вышлю ей аттестат. Погоды стоят плохие. За всю весну было не больше 5-6 тёплых ясных дней. Я уже начинаю сомневаться - бывают ли вообще здесь дни без дождя. По прежнему нет горючего. С большим трудом подвозили боеприпасы на остатке бензина. С питанием тоже не блестяще. Хлеба 200-300 грамм. Когда это кончится?

29/5/42 Нас , очевидно, хотят приучить, как цыган лошадь - второй день уже не дают хлеба. Радости большой от этого нет. Подал документы для вступления в кандидаты ВКП(б). Меня уже месяца три подряд уговаривает комиссар д-на, при каждой встрече напоминал. Написал Лидоньке вчера третье письмо, но от неё пока ещё больше нет. Дожди прекратились - стало тепло, но теперь заедают комары. "Хейнкели -113" начали патрулировать на р. Полисть. Интересно, к чему это?

31/5/42 Направили меня сегодня в д. Козлово к нач. политотдела для получения награды, но...как водится...политотдела в этой деревне не оказалось, он уже 5 дней как выехал км за 20. В общем, это для меня не награждение, а наказание. Больше я за медалью не поеду. Хватит с меня. Получил от Лидоньки второе письмо и сразу же ей ответил. За 10 дней уже 4-е письмо.

2 комментария:

  1. Да-а-а...какое частье,что у вас есть возможность читать
    дневник деда...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу не согласиться. Это - одна из самых ценных для меня семейных реликвий

      Удалить